15 дек. 2017 г.

Мастеринг, индекс

Тут как-то в порыве полемического задора, я назвал себя "историком и социологом настольных ролевых игр", что, конечно, не так. Ещё в 1983-м году социолог и антрополог Гэри Алан Файн написал толстую научную книгу "Shared Fantasy: Role Playing Games as Social Worlds" про игру D&D, игроков в неё и вообще про такое явление как настольные ролевые игры. Вот это был настоящий социолог настольных ролевых игр.

Тем не менее, так получилось, что я, с момента как примкнул к хобби, не только интересовался самими НРИ, но и тем как они проникли в Россию и кто в них здесь играл. Вот, например, интересным фактом является то, что в книге правил WFRP2, среди бессчётного количества плейтестеров, есть две группы русских игроков. Причём они были независимы друг от друга. Это люди, которые играли ещё в первую редакцию и которые вот так запросто присоединились к плейтесту в самом начале нового тысячелетия. Или, например, известны статьи с рецензиями на "Неизвестные Армии", написанные в год их издания в США. Представляете? В России знали про AD&D, на отдельных людей, смевших произнести непонятное слово "гурпс" смотрели как на еретиков-богохульников. А кто-то тем временем играл в "Неизвестные Армии"!

Что касается, сил, способных объединить людей, то таковой, конечно, был Интернет. Безусловно, до него в Петербурге и в Москве существовали не только разрозненные группы, но и более-менее устоявшиеся комьюнити. До эпохи Сети они базировались "в местах". Некоторые из которых можно описать как "гардероб ЛИАПа" (кстати, играли там в "Заколдованную страну"). Привлекали НРИ аудиторию специфическую, например прямо или косвенно к означенному гардеробу относились Хаецкая, Мартьянов, Шельен. Люди, конечно, революции в контркультуре не совершившие, но, по меньшей мере, известные в определённых кругах.

С появлением Интернета всё поменялось. Не локации и знакомства стали точками притяжения людей, а сайты. Люди охотно делились контактными данными и шли на диалог. Возможно стоило бы упомянуть ещё Фидонет, распечатки тематических диалогов из которого я тоже имел удовольствие читать, но не буду останавливаться на этом.

В самом начале было два (крупных) сайта: Enjoy RPG и "МастеРинг". Чуть позже появился "Ролемансер". С 1996-го по 2001-й год они стали настоящими точками монтирования НРИ-сообщества. Настолько мощными, что у отдельных "старичков" до сих пор остаётся впечатление, что существует некое монолитное комьюнити, где "все всех знают". Реально же это был довольно краткий период. Можно сказать, что уже к 2010-му году сайты выполнили свою задачу: о НРИ знало множество людей по всей стране, а о сайтах знали уже далеко не все.

"Ролемансер" познакомил между собой кучу народа, так как там появились прорывные для тех времён вещи, типа комментариев к новостям и форум. Общение на нём породило регулярные встречи - "Пивогейзеры".

"МастеРинг" был сайтом на базе которого возник петербургский клуб любителей настольных ролевых игр, где люди могли делиться опытом, рассказывать о разных играх и, само собой, водить и играть. В 2005-м году я имел честь стать его участником и оставаться им в эти последние годы его существования. После нескольких переездов, в 2008-м году клуб прекратил своё существование.

Около десяти лет понадобилось в России, чтобы люди "вошли в ум" и, например, оценили реальную стоимость аренды, принадлежащих им зданий. Времена непуганых идиотов, когда кучка энтузиастов-ролевиков могла за бесценок арендовать на целый день огромный зал, прошли.

У меня очень долго хранилась локальная копия сайта "МастеРинга", но она была утрачена. В конце 00-ых мне казалось важным снова опубликовать многочисленные статьи с этого сайта, когда он перестал существовать. Я даже получил на это разрешение у тогдашнего председателя клуба Дмитрия "Даймонда" Петрова. Однако я потерял свою копию сайта, и статьи так и не были опубликованы.

Но недавно мне повезло. Повезло и как "историку", и как человеку ведущему крупнейший русскоязычный блог по всей совокупности того, что можно назвать "старой школой" в НРИ. Я встретил в Сети основателя "МастеРинга", человека, который носил прозвище Гарри ДС и доселе был известен мне как один из авторов статей с того самого утраченного сайта.

У него не только сохранилась копия, но я ещё и получил от него разрешение на публикацию этих статей у себя в блоге. Я не отказал себе в удовольствии поделиться несколькими с их авторами, типа Птаха и Даймонда - с ними я не потерял связь.

Этот пост я пишу постольку, поскольку требуется пара замечаний.


Во-первых, разрешение от основателя клуба и его хроникёра - это хорошо. Но у каждой статьи есть свой автор. Почти невозможно сейчас, пятнадцать лет спустя, связаться с ними по контактным данным, указанным на сайте. Однако, если у кого-то возникнут претензии - можно оправлять к этому тексту. Вот мой адрес электронной почты: circk@khorne.ru, также в разделе "Обо мне" указан ещё один и другие средства связи. Любое слово, любое замечание от автора - и я удалю и/или отредактирую любой текст.

Во-вторых, для формата этого блога важно будет отметить, что далеко не всегда я буду согласен с каждым публикуемым текстом. Более того, многие из практик, которым они учат представляются мне порочными. А качество самих статей страдает от явного и жестокого информационного голода их авторов. Я публикую тексты "как есть", снабжая их минимально необходимыми оформительскими комментариями. Если возникнет необходимость выразить своё отношение - я сделаю это в комментариях к соответствующему тексту.

Наконец, в-третьих, здесь, в этом посте, я создам оглавление и буду добавлять ссылку на каждую новую статью с сайта "МастеРинга", которую буду добавлять в блог.

Оглавление

Комментариев нет:

Отправить комментарий