22 мая 2016 г.

Старые редакции D&D и их ретро-клоны

Здесь я попытаюсь не только кратко рассказать о старых редакциях D&D, но и возьмусь определить какой ретро-клон какой редакции соответствует. Конечно, список ретро-клонов будет далеко не полным - их гораздо больше, чем я смог прочитать и оценить. А часто соответствие будет спорным - например, соответствует ли Lamentations of the Flame Princess редакции B/X?

Если вы начинали играть в D&D с третьей редакции или позже, то многое будет открытием. Например, что третья редакция - это на самом деле седьмая (или восьмая, если считать Rules Cyclopedia отдельно от BECMI). Впрочем - обо всём по порядку!

OD&D

   

"О" - значит "original", что в переводе с английского значит "подлинник". Первая картинка - это коробка, остальные три - книги, которые в ней лежали. Если видите, что где-то в англоязычных интернетах говорят "нулевая редакция" - это о ней. Ознакомиться (на русском языке) с впечатлениями Джастина Александра об этой игре можно здесь и здесь. Чисто по этим книгам было довольно-таки трудно играть: фактически это были брошюры с хоумрулами для домашних игр Гигакса и Арнесона. Вслед за этими книгами вышли, так называемые, "расширения" (supplements) числом четыре, в которых уже были необходимые подробности.

Ретро-клоны

Holmes D&D



Годы издания 1976 - 1979. К 1976 году явно назрела необходимость новой редакции правил. Расширения были изданы и надо было собирать всё вместе. Редактором этой редакции выступил Дж. Эрик Холмс. Получившаяся игра - довольно-таки уникальная и редкая штука. Очень многие начинали с OD&D или же сразу с B/X, а между тем предполагалось, что эта коробка сможет выступать как начальный уровень правил и для D&D, и для AD&D. Но правилами покрывались только три первых уровня развития персонажа. Продолжение так и не вышло, ибо достаточно быстро стало понятно, что D&D - будет отдельной игровой линейкой, а AD&D - отдельной.

Ретро-клоны

B/X

 

Окончательно понятно как писать правила таких игр стало примерно к 1981-му году. Том Молдвей, Дейв "Зеб" Кук и Стив Марш (не тот, что в Steve Jackson Games!) - вот те, кто ответственны за появление этой редакции. Конкретно Молдвей был редактором "базового набора" (первая картинка), а Кук и Марш - "экспертного" (соответственно, вторая картинка). Эти книги стали актуальным D&D.

Первая книга перекрывала правила по первым трём уровням персонажа, а вторая - с 4-го по 14-й и содержала советы как быть на более высоком уровне. Обещали также выпустить "набор-компаньон" (Companion Set), в котором можно было бы играть до 36-го уровня. Но B/X-совместимый компаньон так и не вышел.

Что произошло - я так и не понял, но эта книга, которая вобрала бы в себя все сапплементы OD&D так и не вышла. Однако B/X были написаны и сбалансированы так хорошо, что мифическую "третью книгу" писали в т.ч. и фанаты этой редакции. Вот например.

Мне особенно мила эта редакция, так как с неё я начал погружение в мир старых редакций D&D в 2013-м году.

Ретро-клоны

BECMI и RC

    

  

Первый ряд - это BECMI, второй - RC. BECMI - это Basic, Expert, Companion, Master и Immortal книги, которые редактировал Фрэнк Ментцер. Собственно, они были улучшением редакции B/X и заменяли её. Годы издания 1983 - 1989. Играть можно было до 36-го уровня и дальше - к бессмертию! Каждая книга - правила по какому-то набору уровней.

Rules Cyclopedia - это компиляция правил D&D, сделанная Аароном Оллстоном. Это всё BECMI, а также дополнения из "газетиров" (можно сказать что это сеттинговые дополнения по миру "Мистара"). Также была вводная книга, которая покрывала уровни с первого по пятый и была аналогом "базовых наборов" (вторая картинка). А книга "Wrath of the Immortals" (третья картинка) пересматривала правила по бессмертию и на сверхвысоких уровнях. Вышла Rules Cyclopedia в 1991-м году и многие считают этот труд последней редакцией D&D!

Ретро-клоны

OAD&D

     

"A" это у нас, стало быть "advanced", что означает "продвинутый". Я бы не сказал, что AD&D это наследник D&D. Даже хронологически это не так: это две линейки игр, которые развивались параллельно.

Первая редакция AD&D начала выходить в 1978-м году. И это была игра в сравнении с D&D
а) более формализованная,
б) настроенная на турнирную игру.

Параллельно выходящая D&D, в редакциях сначала Холмса, а потом B/X, сохраняла более свободную форму и отношение, собственно, к игре.

Что касается терминов, то "OAD&D" это то же самое, что "AD&D первой редакции". Сам Гэри Гигакс говорил, что многие правила в игру включены под давлением окружающих: модификаторы к оружию от типа брони, псионика и т.п.

Ретро-клоны

AD&D2e

     

Ко времени издания этой игры, пути Гигакса и TSR разошлись, а Дейв "Зеб" Кук решил пересмотреть правила AD&D.

К этому моменту был виден и потенциал игра. А также - продажи. Это было тем более важно, что к 1989-му году было уже много настольных ролевых игр вокруг, и надо было смотреть за тенденциями и развиваться, чтобы конкурировать с окружающими.

Как говорят, Гигакс и сам планировал вторую редакцию, но не такую как Кук. Есть игра Adventures Dark and Deep Джозефа Блоха, которая представляет из себя то, как могло бы выглядеть AD&D 2ed, если бы её делал Гигакс.

Ретро-клоны

D&D 3 и D&D 3.5

  

  

Первая строка - D&D 3, а вторая - D&D 3.5.

Сразу после того как Wizards of the Coast купила TSR, она начала работу над новой редакцией D&D. К тому моменту WotC были сверхуспешной настольно-игровой компанией, давшей миру Magic: the Gathering (Гарфилд был знатным фанатом World of Darkness, да).

Новый издатель не забыл, что существует разница между D&D и AD&D и маркетинговый сет-ап строился, в числе прочего, на утверждении, что новая редакция вдохновлена обеими линейками.

Под анонсы о таком объединении, игра и была названа просто D&D. Эти времена я уже застал в осознанном возрасте и помню также, что маркетологи WotC говорили о боязни новичками слова "advanced".

Также всему миру было сообщено, что это будет "третья редакция", что она будет издаваться под крайне либеральной лицензией (OGL), и что будет вообще унифицированная игровая механика d20 System.

Несмотря на то, что игра тотально несовместима с редакциями до неё, я бы сказал, что это действительно третья редакция, но AD&D, а не D&D. По духу правил, по подходу к использованию игровой механики - это игра была вполне себе продолжателем дела TSR.

Она обрела большой коммерческий успех. Третья редакция издавалась с 2000-го года, а редакция 3.5 - с 2003-го.

Монте Кук, Скип Уилльямс и Джонатан Твит - вот авторы этой редакции.

Наверное важно будет заметить, что мода на "компьютерную" нумерацию версий внесла свой значимый вклад в наименование игры, но как-то "подвисла". Я считаю, что надо было идти дальше, выпускать альфу, бету, редакции 3.2, 3.7, 3.95 и 3.95c :)

Ретро-клоны

* * *
Про D&D 4ed я уже ничего толком сказать не могу - не играл. Однако же я читал Dungeon Master Guide, и мне показалось, что неплохо. Даже хорошо: масса конкретных рекомендаций как водить. Лучше, чем D&D 3.5 из которой совершенно непонятно "как играть", пример игровой встречи в DMG давал мало, а основой всех советов было: "лучше бы вам показал кто-то кто умеет". А вот D&D4e, вроде, этой болезнью не страдает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий