26 сент. 2017 г.

Настольные ролевые игры и варгеймы

Эту могучую картинку я взял отсюда.

Одним из первых постов в блоге была краткая история редакций D&D. Также я быстренько разобрал расширения в качестве введения к сравнению редакций Холмса и Молдвея здесь. Это, кстати, плохая идея была. Надо было сделать два отдельных поста и поговорить о расширениях подробнее. Может быть позже...

Однако, я как-то никогда не задумывался о том, что было до OD&D. Конечно я знаю, что в книге правил предлагалось использовать боевую систему из Chainmail, а также предлагалась "альтернативная система", которой все в итоге и стали пользоваться, и которая выросла в "стандартные" правила битв. Но не более того.

Помню в 9-м классе (2002-й год) у нас были всякие внеклассные занятия и кружки. В числе прочих предлагался и один очень необычный: кружок по праву. У нас в 9-м классе были уроки права, а на кружке предлагалось погрузиться глубже в тематику. Сейчас думаю, что в демократической России экспериментировали с пробуждением сознания гражданского общества (употребляю это понятие в том смысле в котором его употреблял Антонио Грамши), а тогда я уже не знаю отчего я записался именно на эти внеклассные занятия. 

После двух занятий, учительница сказала "на следующем занятии проведём несколько ролевых игр по пройденному материалу". Я вскинулся - к 2002-му я уже знал, что такое НРИ и даже несколько лет играл в них. Конечно же оказалось, что никаких "листов персонажей" у нас не было, а были просто вводные данные типа "ты покупаешь квартиру", "у тебя есть справка о недееспособности, но ты решил её не показывать, чтобы не было проблем с продажей", "ты нотариус" и т.д. и т.п. Ну и мы принимали решения исходя из этих вводных, а также знаний полученных на занятиях. Кстати, "театралить" и драматически менять голос не требовалось - под словом "ролевая" в этой "игре" подразумевалось то, что роль будет возникать из принятых решений (на основе знаний того, кто эту роль на себя взял).

Короче, повезло мне со школой, что я могу сказать. Я о чём хотел сказать? О том, что такая идея в обучении настолько очевидна, что вероятнее всего применялась и до 1974-го года. И такой вид деятельности с гораздо большей вероятностью порождает настольные ролевые игры, чем варгеймы.

Тем не менее, когда я что-то пытался узнать о происхождении НРИ, речь всегда шла о том, что они произошли именно из варгеймов. И тот факт, что для игры в D&D были необходимы правила варгейма Chainmail от тех же авторов, вроде бы не оставляет нам пространства для сомнений.


Девид Уизли, автор настольных игр, разработчик компьютерных, играл в варгеймы в середине XX века. Любому варгеймеру ему была близка эпоха наполеоновских войн, так что играл он с друзьями отдельные сражения и целые кампании. Я когда-то также в DBA играл по войнам эллинистического мира. Надо, кстати, вернуться бы к этому весёлому и интересному занятию.

Уизли с друзьями.

Но как-то Уизли подустал от грандиозных сражений, но играть-то хотелось. И вот он придумал нечто совершенно новенькое. Он взял свой стол для варгеймов и приготовил на нём городской ландшафт: с домами, железными дорогами, парками и всем таким - как обычно подготавливают ландшафт для варгейма. Сейчас говорят "террейн". Город, который получился, Уизли назвал Браунштейн. Однако вместо того, чтобы с одной стороны стола расставить одну армию, а с другой - другую, или вместо того, чтобы поставить силы обороны города и силы осаждающие город, Девид сделал совершенно другую подготовку к предстоящей игре.

Каждому игроку достался только один персонаж вместо привычной армии. Как пишут очевидцы событий, кто-то мог быть губернатором всего города, а кто-то - революционно настроенным студентом. Автор указал для каждого персонажа мотивы и подчеркнул, что игрок может взаимодействовать с другими игроками, посредством своих персонажей, гораздо большим количеством способов, чем бой.

Насколько я понял, варгеймовые "боевые характеристики" присутствовали, но большую часть персонажа составляло описание его характера, целей, задач, мотивов и особенностей. Именно эти описания Уизли предлагал использовать игрокам для принятия решений о том, что будут делать персонажи. И именно на них он опирался, когда необходимо был вмешательство судьи (в сложных варгеймах частым явлением было присутствие "третьей стороны", решающей вопросы).

Что касается судейской работы, то сам Уизли говорил, что с самых первых игр в "Браунштейн" он пользовался кубиками для разрешения спорных вопросов или вопросов, которые могли иметь несколько исходов (на которые могла влиять случайность). В основном это были броски 2d6 совершаемые игроком - необходимо было выкинуть большее число, чем назначил судья. Например на заявку игрока в свой ход "пытаюсь выловить тело из воды", Уизли говорил, что "сложность 7", а игрок кидал кубики и если выпадало больше, то действие заканчивалось успехом.

Было это в 1969-м году и, как видим, здесь люди вполне играют в настольную ролевую игру.

И идея этой игры, хотя и пришла в голову варгеймеру со стажем, но, на мой взгляд, совсем и полностью отличается от варгейма.

Ну а затем Девид Уизли поехал воевать во Вьетнам, а Браунштейн достался его другу... Дейву Арнесону. Я убеждён, что многие из вас заметили насколько сильно слово "Браунштейн" похоже на слово "Блэкмур". Дело в том, что Арнесону эти все железные дороги и прочий фатверк были интересны чуть меньше, чем средневековье. Вот он и создал свой вариант "Браунштейна" для "средневековья с элементами фантастики". Эта игра была уже чуть сложнее - Арнесону требовались правила для регламентации конкретных заявок, регламентации своих действий судьи и некоторых действий игроков.

И вот тут-то он взял часть правил из варгеймов, где такие правила отчасти уже были. Тем более, что Арнесону встретился человек, у которого уже имелись готовые правила для "фантастического средневекового варгейма". Арнесон предложил организацию игры из "Браунштейна" (к тому времени уже из "Блэкмура"), а Гигакс - правила Chainmail.

Так что, если бы не Гигакс, то кидали бы мы "2d6 против сложности" и проблем бы не знали. Ну может модификатор-другой.

2 комментария:

  1. Я в школе тоже пошёл в кружок, только военно-исторической миниатюры. Мы дружно лили оловянных солдатиков, красили их и играли в варгеймы. Масштабы были разные, от огромных армий до наполеоновской эпохи. До небольших групп и отдельных рыцарей Франции XI века. Эта кампания особо интересна, поскольку у нас были описания баронов, их семьи (династические браки предполагались), всякие странные не боевые персонажи, как например придворный алхимик (это было скорее романтическое средневековье с элементами, чем суровый историзм) и таблица случайных событий. Естественно, некоторые имели общее представление о ролевых играх, но реально ни кто из нас на тот момент с ними не сталкивался. Это я к чему ваще, процесс развития настольных ролевых игр из варгейма путём уменьшения масштаба выглядит вполне логичным и естественным.
    А по поводу ролевых игр в педагогике и психологии. Их истоки находят ещё в работах учёных тридцатых годов. Ещё можно вспомнить салонные игры начала двадцатого века. К девяностых же годам уже было множество работ по использованию ролевых игр в обучении.

    ОтветитьУдалить
  2. Уточнил. Стэнфордский тюремный эксперимент проводили в 1971 году, что свидетельствует о активном использовании ролевых игр (ситуационно-ролевого моделирования) в психологии к этому времени.

    ОтветитьУдалить