1 сент. 2017 г.

Крестовый поход против миниатюрок


Это страница B4 из "Dungeons & Dragons Fantasy Adventure Game" базовой книги правил от Гэри Гигакса и Дейва Арнесона под редакцией Тома Молдвея. Год издания 1981. Знаете, что мы видим на картинке в правом верхнем углу? Кубики, схематическую карту, карандаши, лист персонажа, а ещё миниатюрку.

А знаете где ещё написано про миниатюрки? На обложке первой редакции D&D.




Я начал играть в настольные ролевые игры только в 1997-м году, а соприкосновение с миром OSR начал с довольно-таки неудачной игры на конвенте "Ролекон-Север" аж в 2013-м году, когда за спиной были годы игр по WFRP, D&D 3.5, CthulhuTech, разных игр по FUDGE и многих других, и ломать парадигму было очень тяжело.

Фотка с "Ролекона-Север" в клубе Playloft GAGA,
передо мной распечатка Moldvay D&D в твёрдом переплёте.
Найти OEF-версии старых книг можно здесь.

То есть мой путь в этом движении проеден чтением воспоминаний, материалов игр того времени и современных игр, черпающих вдохновение в тех игровых практиках. Почему это важно? Потому что, пройдя такой путь, я считаю миниатюрки злом, способом зарабатывания денег "нечестивыми корпорациями", вещью ослабляющей навыки фантазирования, лишним реквизитом и всем подобным. Ну вы поняли :)

Между тем, из приведённых в начале поста картинок, как-то вырисовывается, что практика игр в старые времена подразумевала использованием миниатюрок. Это подтверждается и некоторыми OSR-блоггерами из когорты "старых солдат".


Почему же движение за возрождение старой школы, создало у меня ощущение бесполезности и даже вредности миниатюрок?

Но постойте, может быть практика игр в старые времена не подразумевала использования миниатюрок? В 1984-м году свет увидело очередное приключение (или правильнее говорить - модуль? Я не соблюдаю в этом блоге строгость терминологии в данном вопросе) из серии B - The Veiled Society. Как и на все новые игровые материалы на это приключение были написаны отзывы, обзоры и рецензии. В 63-м выпуске журнала White Dwarf была такая рецензия. В ней автор говорил, что считает странным появление в книге бумажных миниатюрок для вырезания. Он сказал, что они бесполезны и он не видит, где их можно использовать.


Что же это означает? Роб Конлей, царь и бог жанра hexcrawl, прямо пишет о том, какие миниатюрки он предпочитает использовать. Однако в самом начале поста Конлей пишет:

"Миниатюрки - это инструмент, который можно использовать. Словесные описания - это инструмент, который можно использовать. Некоторые используют один из инструментов, некоторые настолько круты, что используют оба, а третьи не умеют ни в тот, ни в другой".

Я полагаю, что эта оговорка потребовалась Конлею по той причине, что он видит и знает о крестовом походе, который в настоящее время существует, против использования миниатюрок в OSR-движении.

Джеймс Рагги, автор LotFP, рассказывает, что он начал играть в D&D, когда ему было восемь лет. Что-то я сомневаюсь, что у него было сильно много денег и возможностей покупать миниатюрки для использования на играх. Собственно говоря, я начал играть в "Заклятье Чёрного Мага" в десять лет и не скажу, что у меня не возникало мысли использовать каких-нибудь солдатиков или жетоны для боевых столкновений (кстати говоря, в игре не было ни единого правила о скорости перемещения вообще и о скорости перемещения в бою в частности - но мы быстро придумали правила на этот счёт). Однако возможности использовать хоть какие-то адекватные, красивые и единообразные миниатюрки у меня не было. А когда в 2003-м году я начал играть в Warhammer Fantasy Battles, идея использования миниатюрок оттуда в настольных ролевых играх мне уже не пришла - я привык играть без миниатюрок.

Я думаю, что часть ответов на вопрос о причинах крестового похода, кроется именно в этом. Люди привыкли к одной игровой практике и она стала казаться им очевидной. Так как игра без миниатюрок выглядит более очевидной, не требует траты денег, усилий и других ресурсов, не подразумевает на столе лишнего инвентаря, то и практика использования миниатюрок стала восприниматься в штыки.

Однако же D&D 3/3.5 была игрой сильно настроенной на использование миниатюрок. Игра сильно крутилась вокруг боевых взаимодействий, а главы, посвящённые в книге правил, бою были иллюстрированы соответствующим образом.

Не уверен, что это картинка из PHB,
может быть из Miniatures Handbook
(наличие MHB в игровой линейке уже многое говорит).

Я начал использовать фирменные миниатюрки Wizards of the Coast в 2008-м году и продолжалось это приблизительно пять лет. Причём вне зависимости от системы. Я использовал миниатюрки и в WFRP (те же - D&D'шные), и в играх по киберпанку и современности (приходилось импровизировать, сейчас бы для CthulhuTech я бы покупал миниатюрки варгейма Infinity - они чудо как хороши, остаётся радоваться что к C-Tech и подобным вещам я не вернусь, по всей видимости, уже никогда).

Что я могу сказать по результатам игр с миниатюрками в WotC D&D? Я думаю, что, если считать устоявшиеся привычки, первым фактором возникновения крестового похода против миниатюрок, то навязчивость WotC D&D - второй такой фактор. Причём я подразумеваю и продажную навязчивость тоже.

Мне недавно написали, что после чтения этого блога:

"Хотя теперь я конечно вижу чуть ли ни в подсветке любые призывы к покупке Adventure Path, приключений, ширм, павнов, колод при чтении книжек от Paizo".

Pathfinder это, конечно, не D&D 3.5, но думаю, что понятно, что я имею ввиду под "продажной навязчивостью". Обратите внимание, что я не говорю о том, что миниатюрки это плохо, но вот эти вот вещи могут и раздражать. Покупаешь GMGuide какой-нибудь, а тебе в первой главе "не, ну вы, конечно, можете играть как УБОГИЙ НУБ, но вот если докупите такие-то материалы, вот тогда да, тогда уже КАКОЙ-ТО уровень".

Кроме этой "продажной навязчивости" есть навязчивость заданная, собственно, правилами. Играть бой в D&D 3/3.5 без миниатюрок было затруднительно. И, давайте смотреть правде в глаза, значительная часть OSR-движения сопровождается девизом "WotC D&D is not D&D!" Так что я думаю, что неприязнь к самой игре и тому, что то, что мы можем найти под обложкой визардовских книг, переложилась ещё и на миниатюрки.

Так, что крестовый поход против миниатюрок лично я считаю следствием сочетания этих двух факторов: 1) несовпадением с практикой игры некоторых старых игроков, рассказы которых стали значимой частью OSR-движения, 2) автоматическим отторжением всего корпуса практики D&D 3/3.5 включая миниатюрки.

Сам я, пожалуй, соглашусь с Робом Конлеем в этом вопросе и назову миниатюрки лишь инструметом. От использования которого, я, правда, в настоящее время отошёл вовсе.

6 комментариев:

  1. вывод сделанный лично мной для себя после прочтения поста:
    "представляю, если перестать заморачиваться на тактической составляющей игры, это ж наконец-то можно начать ИГРАТЬ по-настоящему"

    ОтветитьУдалить
  2. Ну да, на продаже одних книг правил заработок будет меньше, чем на продаже и книг, и приключений, и миниатьрок, ширм, номтольных игр по мотивам и прочего.
    Я изначально начал играть без миниатюрок, хоть мне, как пришедшему из варгеймов, постоянно хотелось их добавить. Просто люблю миньки.
    Помню, когда только пошли новости о приобретении визами дынды, были предположения, что редакции будут меняться часто, как колоды в матыге. Всё оказалось не на столько плохо конечно, но некоторые тенденции присутствуют. Особенно огорчают апологоты игры "только в актуальную редакцию".

    ОтветитьУдалить
  3. Есть какое-то движение против минек?
    Что касается "как оно было в старые времена", то ДнД, естественно, вышло из варгеймов (вспоминаем Chainmail), а значит миньки там были с самого что ни на есть начала. Хотя пользовались ими, опять же, не все. Можно посмотреть интересное интервью Мэта Колвила с Джимом Мерфи про то, как оно было в середине семидесятых, тема про миниатюры несколько раз проскакивает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, в современном OSR-движении есть сильная "антиминиатюрочная партия". Это заметно.

      Кстати, есть мнение, что тезис "НРИ вышли из варгеймов" несколько преувеличен.

      За видео спасибо.

      Удалить
  4. Даже не знаю, как-то смысла во всяких движениях и крестовых походах не вижу от слова "совсем". Нравятся миньки - пользуйся, не нравятся - не пользуйся. В онлайне с этим еще проще, хотя и там, наверное, можно устроить войну "с токенами" и "без токенов".
    Как минимум от них есть польза в боевых ситуациях, хоть примерно обозначать взаимное положение противников. Без этого, по моему опыту, рано или поздно картина происходящего в головах всех участников расходится, начинается путаница и куча времени уходит на ее распутывание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно я не говорю о том, что существуют люди, которые пикетируют штаб-квартиры производителей минек с требованием немедленно прекратить.

      Но блоггеры, авторы игр, иллюстраторы время от времени нет-нет да и напишут, что де "миньки не нужны", "убивают фантазию", "Гигакс водил без минек" (это правда, кстати, настолько я выяснил Арнесон тоже) и т.д. и т.п.

      Мой опыт говорит, кстати, что путанница не начинается, а фантазия и правда стимулируется гораздо сильнее. Да и не надо париться с соответствием минек и прочими такими вещами.

      Но смысл моего поста был минько-защитительный, кстати %)

      Удалить